Эссе

Учитель! Он всегда в дороге,

В заботах, поиске, тревоге,

И никогда покоя нет!

Он сам себя строже судит,

Он весь земной, он рвётся ввысь;

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись!

                                             Д.С.Лихачёв.

Я, выбрала профессию учителя. Почему? Потому что в среднем звене, когда я ещё училась в школе, для меня примером стала моя учительница   по русскому языку Урчумаева Зинаида Маймановна.

Я до сих пор не могу забыть её требовательный голос, доброжелательное отношение к нам ученикам, радость, когда мы добивались каких либо успехов в школе, на уроках, на различных конкурсах. И сегодня, я ощущаю те трепетные, радостные минуты, когда она проводила у нас уроки. И выбор у меня был на лицо. Я, решила, что стану учителем, не просто учителем, а именно учителем начальных классов и буду похожа на неё; ответственной, любящей своих учеников не делая между моими учениками выбора. Быть помощником в решении трудных задач в своей маленькой начинающей жизни в школе начальных классов.

Что я считаю значимым в профессии учителя начальных классов?

    Учитель начальных классов – профессия особая, тем более, если у тебя сдвоенные или строенные классы. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предлагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма не возможно испытать радость открытия.

                   Самым главным после любви я считаю личность, его духовность, гуманность, творческий потенциал. Личность педагога – это значимое условие, определяющее   успешность образовательного процесса, считающееся основным мерилом   его профессионализма. Ученики начальных классов относят учителя к кругу высоко значимых взрослых, ему подражают. Учитель начальных классов должен воплощать общечеловеческие ценности, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладываются первые ценностные ориентиры, нормы поведения и деятельности. И этому ещё должны приложить очень большие усилия родители учеников. Также важны личностные качества учителя начальных классов: любовь к детям, профессиональная компетентность, терпение, доброта, педагогическое мастерство.

          И ещё одним из главных компонентов в профессии учителя начальных классов является этика его поведения, которая опосредствует всю систему взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами, выражает индивидуальные способы самореализации, самоосуществления педагога.

             Учитель с большой буквы никогда не прекращает творческого поиска и при этом неизменно открыт для всех и всегда современен, постоянно развивается и получает удовлетворение от своего труда. Учитель, который не только видит реальные плоды своих трудов, но испытывает при этом позитивные чувства, можно считать овладевшим профессией.

        И с чего начинается каждый мой школьный день? Конечно с уроков.

И чем заканчивается мой день для меня? Тоже уроками, мероприятиями, дополнительными занятиями в помощь ученикам. Получается, что мой день заполнен разными событиями – приятными и не очень, разными встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями без которого не обойтись, разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами без которого мне кажется жизни нет, вкусными обедами в столовой,   которых дети очень ждут, совещаниями, собраниями, заседаниями, генеральными уборками в классе т.к. приняли трудовое воспитание детей… Получается у меня бурная жизнь, мне некогда скучать благодаря моей профессии.

          У каждого учителя складывается своя педагогическая система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку.

        Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребёнку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать   в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми.

         Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом, не теряя к нему уважения как старшему и как педагогу. На уроке я бываю требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика, но и улыбаюсь; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.

      Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть детям понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться и поэтому нужно ставить только преодолимые для ученика задачи. Чтобы он постоянно находился в состоянии успеха. Все родители мечтают о том, что их дети станут успешнее, чем они сами. Все дети разные, но каждый ребёнок по своему неповторим, индивидуален, у кого-то способности проявляются раньше, у кого-то позже.

В связи с этим, своей работы считаю дифференцированный подход в обучении. Учебный процесс, строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть учиться. С целью эффективности образовательного процесса, передо мной возникает необходимость использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, парную, работу в группах.   Но в силу того что у меня сдвоенные классы я считаю не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании. Ещё одна важная роль в моей работе я отвожу здоровъесберегающим технологиям. Применяю физкультминутки для глаз, развиваю мелкую моторику руки, организую музыкальные, танцевальные перемены; стараюсь на уроке создавать благоприятный психологический климат.

Самая большая награда для меня за мой труд, как и у всех педагогов - это понимающие горящие глаза учеников на уроке. Всеми своими радостями мои ученики делятся со мной, также как и со своими родителями. Каждый мой ученик не похож друг на друга и поэтому мне надо, нужно найти время их всех выслушать.

Школа – это мой дом, дом моих учеников. Им я отдаю своё время и силы, здоровье. Просто я жить по – другому, не умею и не сумею!

И хочу закончить свои мысли такими строками…

Как мозаику жизнь из кусочков сложу,

Каждый в памяти я, не в руках, удержу.

Вот кусочек любви… Жаль, что крохотен он,

Но звездою горит среди серых времён!

Вот удачи момент, рядом – счастья туман…

И его отпущу в прошлых дней океан.

Сколько жить? Как проплыть между рифов и скал?

Свет в душе сохранить и найти, что искал?